Свердловский краеведческий музей может порадовать любителей истории и краеведения новой интересной находкой: местными краеведами и любителями истории Виктором Рогальским и Николаем Плюшкиным найдено каменное изваяние на территории села НагольноТарасовка.
При содействии Александра Оттовича Наймана и поддержке Андрея Борисовича Козаченко, который неоднократно предоставлял транспорт сотрудникам краеведческого музея, скульптура была успешно доставлена в город и заняла достойное место в коллекции каменных изваяний музея. Эта находка — большая удача, ведь до наших дней сохранились считанные единицы каменных изваяний.
Несколько лет назад музею была также передана скульптура местным жителем села КарповоКрепенское Юрием Скребцовым.
За последние 20 лет подобных памятников на территории района найдено не было.
Кому же принадлежат данные скульптуры?
С историей нашего края связаны многие племена и народы, проживавшие здесь в разное время. В их числе — тюркоязычные племена, вторгшиеся в наши степи в VII VIII веках нашей эры. Половцы, пришедшие к нам с северного Казахстана в XI веке, задержались дольше всех. В память о себе они оставили многочисленные курганы — могильники.
Но самым известным предметом материальной культуры половцев являются половецкие скульптуры — «каменные бабы» (от древнетюрского — балбал — «предок», «дедотец»). Причём, половцы, поселившиеся в наших степях, создали свой стиль исполнения статуй. Они освоили другое, более реалистичное понимание формы и снабдили изваяния множеством деталей, неизвестных в степях Азии.
Из 140 статуй, обнаруженных на территории Луганской области, более 40 найдено на территории Свердловского района. Часть из них стояла на курганах и холмах, часть входила в систему святилищ — мест поклонения и жертвоприношения предкам. Одни скульптуры олицетворяли предков, другие являлись символами реальных людей из числа аристократии, их жён или воинов, проявивших себя в боях.
Большая часть скульптур изготовлена из местного материала — песчаника, который добывался в карьерах у подножья Королевских скал, сёл Астахово и Грибоваха.
В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины.
Часть половецких скульптур погибла в XVIII-XIX веках, когда их массово стали использовать для строительных целей. В конце ХVIII века большое количество каменных баб попало в барские усадьбы помещиков, когда появилась мода на коллекционирование древних вещей. В нашем районе каменные изваяния, привезенные из Провальской степи и других мест, стали украшением усадеб Орловых в слободе Криничной (пгт. Бирюково), Карповых в селе КарповоКрепенское и других населённых пунктах.
В настоящее время в коллекции городского краеведческого музея хранится 16 каменных изваяний, которые являются уникальными памятниками монументального искусства древних мастеров.
История города → Свердловск в годы Великой Отечественной войны
История города → Две трагедии свердловского подполья
История города → Краеведческий музей города Свердловска
![]() | Первый миллион — на 5 дней раньше, чем в прошлом году.![]() |
Нет комментариев. Ваш будет первым!