Обзор рынка аренды легкового автотранспорта

Краткий обзор рынка аренды легкового автотранспорта

По данным большинства отраслевых экспертов, рынок аренды и проката автомашин России находится в начальной стадии развития.

По разным оценкам, его объем в 2006 г. составил всего 40-50 млн. долларов. Для сравнения, в США размер рынка аренды и проката автомашин больше на три порядка (по данным специалистов Reuters, объем рынка составляет 20 млрд. без учета услуг лизинга автомобилей), при этом там эксплуатируются примерно 2 млн. транспортных единиц. В то же время, автопарк российских прокатных компаний сегодня насчитывает порядка 6 тыс. авто, из которых от четверти до третьей части представлены отечественными производителями. Автопарк московских компаний, по данным экспертов немецкой компании SIXT, специализирующейся на оказании услуг аренды авто, составляет порядка четырех тысяч машин (учитывались данные по машинам не старше двух лет).

Из иностранных машин около 70% принадлежат к экономичному и стандартному классам, в котором они соперничают с отечественными авто. Лишь 30% из сдаваемых напрокат российскими компаниями иномарок могут быть отнесены к бизнес- и премиум-классам. Нужно сказать, что у участников рынка аренды автомашин отсутствует единая сегментация автотранспорта. Это приводит к тому, что легковой автомобиль, предлагаемый одной компаний в группе «Бизнес», в другой компании может входить в группу «Средний» (по материалам статьи «Сегментация автомобильного транспорта, предлагаемого компаниями Москвы и Московской области в аренду» - подробнее).

В России наиболее крупным и динамично развивающимся является рынок аренды автотранспорта Москвы и Московской области. До 90-95% объемов операций на российском рынке автопроката приходится на долю Москвы. В исследовании компании Smart Business Solutions отмечается, что до 2000 г. услугу проката автомобилей на московском рынке предоставляли не более десятка фирм. Сегодня число достаточно крупных прокатных компаний в Москве - около 70.

В то же время, по мнению многих специалистов, стадия интенсивного роста рынка аренды авто завершился. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет происходить за счет регионов. Другой тенденцией, по-видимому, станет экстенсивный рост рынка, что будет выражаться в следующем. В настоящее время большие компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес- и компакт-класс). Вновь возникающие компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Невысокие цены «новичков» ведут к снижению качества обслуживания и ломают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в таковом ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь самыми важными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания.

На сегодняшний день отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей — отечественного и иностранного производства.

Так, направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:

  • Представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt и др.);
  • Официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и др.);
  • Крупные российские компании, достаточно долгое время работающие на ранке проката авто (Global National, «Гринлайн», «Скарлет» и др.);
  • Малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей («А.М. Рент», «Citywheels» и др.). Характерной чертой для многих мелких компаний-операторов рынка аренды автомобилей, является отсутствие своего парка авто;
  • Пункты проката авто при автотехнических и торговых центрах заграничных автопроизводителей («Автоцентр Skoda»);
  • Отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию всевозможных торжественных мероприятий («Лимузин-сервис»).

Несмотря на усиление конкуренции среди участников столичного рынка, наибольшие игроки заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии по ряду направлений, основными из которых являются:

  • Превентивные меры, направленные на борьбу с угонами автомобилей;
  • Проведение общих рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката авто в целом;
  • Субаренда авто или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.

Одной из форм сотрудничества является создание отраслевых обществ – таких, как Некоммерческая организация «Ассоциация Прокатных Компаний» (образована 14 июля 2003 г.).

Учредителями Ассоциации стали крупные компании – участники рынка:

  • ЗАО «СП «РОЛЬФ» (торговая марка РОЛЬФ-ПРОКАТ, в настоящее время компания именуется Raiden).
  • ЗАО «Ричмонт транспортные услуги» (торговая марка HERTZ).
  • ООО «БЕРЕС мультикарс».
  • ООО «А.М. РЕНТ».
  • ООО «ПИНГВИН АВТОМОБИЛИ».
  • ООО «РЕАЛ-КАР».
  • ООО «СП «БИЗНЕС-КАР».
  • ЗАО «ОЛЬГА-ЛИМУЗИН».
  • ООО «СКАРЛЕТ».
  • ООО «ЕВРОПКАР-РУС» (торговая марка EUROPCAR).

Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд негативных факторов, тормозящих его формирование: отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката, неразвитость инфраструктуры проката, отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, дефицит квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена, разбалансированность рынка, ненадежность клиентов (по материалам статьи «Негативные факторы, тормозящие развитие рынка аренды автомобилей в России» - читать).

В то же время, несмотря на достаточно серьезные препятствующие факторы, можно с достаточной уверенностью утверждать, что рынок автопроката развивается. Темпы его роста оцениваются в 20-30% в год (в Московском регионе – 30-40% в год), при этом из побочного для автодилеров бизнеса он превращается в самостоятельную индустрию. Ведущие на изучаемом рынке игроки постепенно начинают осваивать регионы. А постоянное увеличение числа частных клиентов у автопрокатчиков ведет к усилению конкуренции, что в свою очередь ведет к уменьшению уровня цен на услуги аренды автомобилей. Тем не менее нынешний «подготовительный» процесс, по мнению экспертов, может продолжаться еще около пяти лет.

Пока же основную массу клиентов автопрокатчиков составляют корпоративные заказчики. В основном они пользуются следующими услугами: аутсорсинг, оперативный лизинг, аренда автомобилей с водителем (по материалам статьи «Наиболее востребованные услуги автопрокатчиков для корпоративных клиентов», оригинал статьи). Важной тенденцией в этом сегменте эксперты считают возросшие требования клиентов к качеству оказываемых здесь услуг и их готовность платить за это больше.

Спросом пользуются авто всех марок. При этом самые дешевые авто, как правило, оказываются наиболее удобными при движении по столичным заторам (ввиду их компактности).

52% потребителей-частных лиц в качестве главного критерия выбора автопрокатной компании назвали цену услуги; для 12,6% опрошенных крайне важна репутация компании, такой же процент участников опроса считает важнейшим фактором ее месторасположение. Минимальное же число респондентов (7,9%) полагаются на рекомендации друзей.

При определении степени надежности московские потребители руководствуются такими критериями, как наличие у компании лицензии, собственного парка транспорта, круглосуточной работы их диспетчерских служб, страхования пассажирских мест и т.д.

С целью стимулирования потребительского спроса транспортные компании предлагают различного рода дополнительные услуги:

  • «Тарифы выходного дня»;
  • Личная страховка (страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров в салоне автомобиля);
  • Оформление документов и прием автомобиля вне пункта проката;
  • Возможность оформления дополнительной доверенности;
  • Возможность возврата машины вне пунктов проката, в нерабочее время;
  • Замена аварийного автомобиля;
  • Консультации на месте ДТП;
  • Эвакуация технически неисправного автомобиля;
  • Возможность продления контракта по телефону;
  • Возможность замены автомобиля или колес по желанию арендатора;
  • Предоставление детского сидения;
  • Предоставление набора для пикника (мангал, топорик и т.д.);
  • Мобильный телефон;
  • Крепления для велосипедов;
  • Автохолодильник;
  • Накопительные скидки;
  • Возможность бронирования в московском офисе авто для эксплуатации за рубежом или в регионах России.

В силу динамичного характера рынка на нем периодически появляются новые активно формирующиеся направления. Так, по данным аналитиков компании SIXT, с 2006 года в России оживлённо формируется такая новая ниша рынка, как прокат автомобилей представительского класса для руководителей больших корпораций. По оценке экспертов компании SIXT, объем этой сферы проката только по Москве в 2006 году составил от 7 до 13 млн. долларов, хотя фактически раньше она не была представлена на рынке, учитывая недавнюю общероссийскую практику применения своего (только одного) авто для всех представительских целей компании, По прогнозам экспертов SIXT, объем этого нового явления в бизнесе при его нарастающей востребованности увеличится в 2007 году до 30 млн. долларов.

Соседние статьи:

Краткий обзор состояния российского рынка мясной продукции в 2007 годуКраткий обзор российского рынка аварийного освещения

Рейтинг: 0 Голосов: 0 6227 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Система Orphus


Flag Counter

Случайная картинка
Последние фотографии