Первые «росточки» Свердловска

1 марта 2010 - Администратор

Наверное, вы не раз замечали, что современные дети бывают гораздо более сообразительными, чем взрослые, более виртуозно обращаются с любой электронной техникой и очень часто, задав вопрос, находят на него ответ раньше, чем вы подберете нужные слова? Каждое следующее поколение умнее предыдущего, и это радует. Но тем более сложная задача стоит перед современным учителем: как научить детей всему, что знаешь сам, причем так, чтобы они смогли пойти дальше своих наставников? Ответ на этот вопрос и ищут педагоги, находящиеся в постоянном творческом поиске.

За последнее время в украинской системе образования появилось много инновационных проектов и авторских программ. Одним из наиболее успешных среди них российские и украинские специалисты называют научно-­педагогический проект «Росток». Начинался в 1996 м году, когда кандидат педагогических наук Т. А. Пушкарёва, взяв за основу курс математики профессора Л. Петерсон, разработала свой курс «Окружающий мир» и адаптировала российскую программу к украинской системе образования. Сегодня этот проект апробирован и одобрен во многих областях Украины. В нашей области программа реализовывалась в единственной школе — № 30 г. Луганска. В нынешнем учебном году и в Свердловской ООШ № 7 сформированы два первых класса (русский и украинский), в которых дети обучаются по данной программе.

— Как вы решились на этот эксперимент? Причем единственные в городе? — спрашиваю у заместителя директора школы Н. Н. Смиловенко.

— Педагоги нашей школы задумались, почему большинство учеников, получив в школе неплохой багаж знаний, пасуют перед трудностями, зачастую неспособны найти достойную работу, создать хорошую семью, попадают в сложные жизненные ситуации? Значит, дело не только в получении знаний, но и в умении применять их на практике? То есть прежде всего необходимо научить ребят искать и находить оптимальные пути решения конкретных задач, ориентироваться в жизненном пространстве.

Узнав о научно­педагогическом проекте «Росток», изучив его программу и учебный план, который предусматривает изучение английского языка с первого класса, дополнительные часы по математике, окружающему миру, мы решили внедрить его в нашей школе.

— Почему на эксперимент согласились только мы? Все новое предполагает определенные трудности на первоначальном этапе. В нашем случае — это дефицит методической литературы, в процессе обучения преподавателю и детям необходимо большое количество подручных материалов, кроме того, пособия, учебники, рабочие тетради приходится заказывать в Киеве. И все же мы рискнули и не пожалели: результат не заставил себя ждать: дети на уроке активны и заинтересованы, — продолжает Надежда Николаевна.

Программа «Росток» направлена не на запоминание определённых данных и правил, а на развитие ребёнка через его собственный интерес и действие. Учитель ставит проблему — дети пытаются решить её разными способами, в итоге приходя к верному ответу. А знания, полученные таким образом, намного прочнее традиционно преподнесенных вербально. Кроме того, дети учатся мыслить самостоятельно, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Интересны и необычны учебные пособия, разработанные для детей. Это учебники-­тетради, в которых теоретический материал органично сочетается с практическим в виде головоломок, загадок, логических заданий.

Классные руководители первых свердловских «росточков» — Валентина Петровна Гусаим и Наталья Владимировна Салыкина — опытные, мудрые и самое главное — находящиеся в постоянном творческом поиске педагоги. А работать им приходится не только с детьми, но и с родителями, ведь результат обучения зависит в том числе и от взаимопонимания между всеми сторонами учебного процесса.

Кстати, с родителями не всегда просто: некоторые из них удивляются и даже слегка пугаются: «Ты знаешь, они уже уравнения решают…». Но ведь решают же! Причем без особых затруднений. И в который раз убеждаюсь: новшеств боятся не дети, а родители — дети их просто принимают.

Для учителя «Росток» — программа сложная, но интересная. Вот что говорят они сами.

Преподаватель английского языка О. В. Назаренко: «Программа очень хорошая, работать по ней интересно. Цель ее — сделать детей активными участниками учебного процесса. Учебники реализуют индивидуальный подход к учащимся, созданы в интерактивной форме «учебник­-тетрадь», что позволяет ребенку быть соавтором урока».

Классный руководитель 1­Б класса В. П. Гусаим: «Програма цікава для дітей: з першого ж уроку їм пропонуються завдання, котрі потребують від них творчої участі (знайти, скласти, вибрати, намалювати). Завдання розвивають не тільки розум, а й волю, почуття, духовні потреби й мотиви діяльності. Матеріали підручників дають можливість навчати дітей різного рівня підготовки, а різноманітні види роботи розвивають у дітей самостійність, зацікавленість, працьовитість».

Спрашиваю у детей, нравится ли им учиться? Вопрос вызывает некоторое удивление: конечно, нравится. Они с удовольствием делятся впечатлениями от уроков. Среди любимых предметов — математика, рисование, окружающий мир, английский язык.

Добавляют свои комментарии и родители. Например, Светлана Чеботникова отмечает, что ее Софии уже под силу такие задачи, которые раньше дети решали в 4­м, а то и в 5 м классе. «Нравится, как составлены домашние задания — просто, но их выполнение может заинтересовать даже взрослых», — добавляет она.

— «Росток» — программа для начальной школы? — интересуюсь у Н. Н. Смиловенко.

— Нет, она рассчитана на 9 лет, разработаны соответствующие учебные планы, есть необходимые учебники, пособия. Так что «Росток» будет развиваться и дальше, — отвечает она. — Первые результаты показали, что система эффективна и работает, поэтому, если кого-­то из родителей будущих первоклассников заинтересовал этот проект, будем рады сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Жизнь городаПоздравляем с 80-летием ООШ №1 посёлка Ленинский!

Жизнь городаСвердловской общеобразовательной школе №3 исполнилось 80 лет

Жизнь городаШколы города Свердловска и Свердловского района закрыты на карантин до 30.01.2016г включительно

Жизнь городаПлан мероприятий на 1 июня 2017

Жизнь городаCостоялся конкурс-выставка «Писанкова радуга»

Новости области и городаУправление образования информирует

Соседние статьи:

«Память моя и боль - Афганистан»Первый миллион — на 5 дней раньше, чем в прошлом году.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 6108 просмотров
Комментарии (2)
Купава # 22 сентября 2010 в 01:43 0
Сеятель # 14 октября 2011 в 22:32 0

Система Orphus


Flag Counter

Случайная картинка
Последние фотографии